"Ақмола облысы білім басқармасынын Есіл ауданы бойынша білім бөлімі Раздольный ауылының негізгі орта мектебі"коммуналдык мемлекеттік мекемесі
Коммунальное государственное учреждение "Основная средняя школа села Раздольное отдела образования по Есильскому району управления образования Акмолинской области"

СоцСети

    

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Диагностика в начальной школе

13.12.2017

Диагностика

в начальной школе

Одним из важнейших вопросов в начальной школе является вопрос формирования и сохранения мотивационной сферы младших школьников. И здесь огромное значение имеет диагностическая  работа.  Многие считают, что данную работу  может выполнять только психолог. Сегодня не во всех школах есть узкие специалисты, и учитель вынужден сам выполнять диагностическую работу.

  Учитель должен помнить,  для того чтобы диагностические исследования имели положительный результат, надо следовать следующим требованиям:

 - диагностические исследования должны быть системными;

- диагностические исследования должны быть оправданны;

- диагностика предполагает коррекционные мероприятия;

- диагностическая работа должна быть распланирована.

При проведении любой диагностики учитель должен руководствоваться принципом: «Не навреди!»

Учитель, проводя определённые диагностические исследования должен разработать программу проведения исследований, поставить перед собой цель и задачи исследования, спрогнозировать результат.

Всем учителям знакома ситуация, когда первоклассники с удовольствием идут в школу. Детям хочется носить портфель, иметь дневник,  общаться с учителем. Но постепенно, интерес у многих учащихся пропадает, и родители, и учителя сталкиваются с проблемой: «Не хочу учиться». И здесь необходима кропотливая и постоянная работа учителя по изучению и коррекции мотивации учения школьников. Учащиеся, у которых не сформирована мотивация учения, попадает в разряд неуспешных.

Для того чтобы учитель мог не только изучить, но и дать рекомендации родителям, он должен иметь набор

диагностических методик, которые помогут ему исследовать проблему и провести коррекционную работу по формированию положительной мотивации учения младших школьников.

В моей работе мне помогают следующие методики:

1 класс

 «Рамочка для фотографии».

Первоклассникам предлагается нарисовать рамочку для фотографии, в которую можно будет поместить фотографию автора рамочки. При этом в обрамлении рамочки для фотографии должны быть использованы предметы школьной тематики, которые ребятам хотелось бы поместить в украшение рамки. Данная диагностика позволяет определить предметы, которые являются значимыми для первоклассника и которые он хотел бы перенести на обрамление своей фотографии.

 

  «Мое отношение к школе»

  (ученикам выдаются бланки с квадратами по количеству вопросов, учитель

зачитывает вопрос и возможные варианты ответы в соответствии с цветом)

1.Нравится  ли тебе ходить в школу?

Да – красный     

нет – синий     

не знаю – желтый

2. Больше всего тебе нравится: Заниматься со взрослыми – красный

Смотреть телевизор – синий

Играть в игрушки – зеленый

Затрудняюсь ответить – желтый

3. В школе больше всего тебе нравится:

Друзья – синий 

урок – зеленый    

затрудняюсь ответить – желтый

4. Хотел бы ты еще на год остаться в детском саду или дома?

Да – синий         

нет  - красный       

не знаю -   желтый

5. Если   бы   была  возможность учиться дома с мамой, ты бы согласился?

 Да – синий         

  нет - красный      

 не знаю -   желтый

 

2 класс

«Номинация»

 Учащимся предлагается принять участие в чествовании школьных предметов. Для этого нужно распределить школьные предметы по следующим номинациям:

 Самый интересный учебный предмет

 Самый полезный учебный предмет

 Самый ненужный учебный предмет

 Самый трудный учебный предмет

 Самый легкий учебный предмет

 Самый веселый учебный предмет

 Затем учащимся предлагается придумать еще одну номинацию и самим определить, какой учебный предмет можно отнести к этой номинации. Данная методика позволяет изучить учебные приоритеты учащихся, определить преимущества  учебных предметов для них.

«Градусник»

Перед

процедурой диагностирования учитель проводит предварительную беседу с учащимися, в ходе которой он предъявляет предмет, который есть в каждом доме. Это - градусник. Педагог объясняет ребятам, что при высокой температуре человеку плохо, тревожно - 38, 40, 41 (цифры записывает на доске). Нормальная температура человека - 36,6. У него нет тревоги, все хорошо, у него все получается, он здоров. Температура у человека может быть и 35. При такой температуре человек испытывает слабость, усталость, отсутствие интереса и желания что - либо делать. После объяснения педагог предлагает учащимся поиграть в игру. Он будет называть учебные предметы, а ребятам предлагается пофантазировать и назвать или написать ту температуру, которая у них условно появляется при назывании этого предмета. Например:

  • Русский язык - 39
  • Математика - 36,6

Это позволяет определить степень тревожности младших школьников, которая связана с учебной деятельностью.

3 класс

«Школа

будущего»

Учащимся предлагается определить, что нужно взять в школу будущего из школы сегодняшнего дня, а также, что брать не нужно. Для этого ребятам раздаются листы бумаги, имеющие два столбца: (+) нужно брать, (-) не нужно брать.

Если учащиеся заносят в столбец (-) учителя, урок, то это говорит о том, что эти понятия вызывают у ученика тревожность, что не способствует формированию положительной учебной мотивации.

 «Мотивы учебной деятельности» Инструкция испытуемому: «Внимательно прочти анкету и подчеркни пункты, соответствующие твоим стремлениям и желаниям». 1.  Учусь потому, что на уроках (по такому-то предмету) интересно. 2.  Учусь потому, что заставляют родители. 3.  Учусь потому, что хочу получать хорошие отметки. 4.  Учусь для того, чтобы подготовиться к будущей профессии. 5.  Учусь потому, что в наше время учатся все, незнайкой быть нельзя. 6.  Учусь потому, что хочу завоевать авторитет среди товарищей по учебе. 7. Учусь потому, что нравится узнавать новое. 8. Учусь потому, что нравится учитель (по такому-то предмету). 9. Учусь потому, что хочу избежать плохих отметок и неприятностей. 10. Учусь потому, что хочу больше знать. 11. Учусь потому, что люблю мыслить, думать, соображать. 12. Учусь потому, что хочу быть первым учеником.                            Обработка данных 1. Проводится классификация изученных мотивов. Их можно разделить на следующие группы:       1) широкие социальные мотивы – 4, 5;       2) мотивация благополучия – 1, 11;       3) престижная мотивация – 6, 12;       4) мотивация содержания – 7, 10;       5) мотивация «прессом» – 2, 9;       6) узкие социальные мотивы – 3, 8. 2. Выделяются ведущие мотивы учебной деятельности школьника, приводится качественный анализ структуры мотивации учебной деятельности школьника и ее соответствие критериям:         - богатство и разнообразие мотивов;         - социальная ценность мотивов;         - присутствие в структуре мотивации познавательных интересов.   4 класс   «Хорошо или плохо»

 

Проективная методика изучения школьной мотивации.

-  хорошая школа – это …

-  плохая школа – это …

-  хороший класс – это …

-  плохой класс – это …

-  хороший ученик  – это …

-  плохой ученик – это …

-  хороший учитель – это …

-  плохой учитель – это …

-  хороший урок – это …

-  плохой урок – это …

-  хороший ответ – это …

-  плохой ответ – это …

Проективная методика позволяет выявить отношение

ученика к понятиям «плохой» и «хороший» и определить, как соотносит ученик

определение с собственными достижениями.

Анкета для оценки уровня школьной мтивации

1.    Тебе нравится в школе?

§ не очень

§ нравится

§ не нравится

2.    Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

§ чаще хочется остаться дома

§ бывает по-разному

§ иду с радостью

3.    Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?

§ не знаю

§ остался бы дома

§ пошел бы в школу

4.    Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

§ не нравится

§ бывает по-разному

§ нравится

5.    Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

§ хотел бы

§ не хотел бы

§ не знаю

6.    Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

§ не знаю

§ не хотел бы

§ хотел бы

7.    Ты часто рассказываешь о школе родителям?

§ часто

§ редко

§ не рассказываю

8.    Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

§ точно не знаю

§ хотел бы

§ не хотел бы

9.    У тебя в классе много друзей?

§ мало

§ много

§ нет друзей

10.  Тебе нравятся твои одноклассники?

§ нравятся

§ не очень

§ не нравятся

 

Первый уровень. 25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.

У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики четко следуют всем

указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.

Второй уровень. 20-24 балла – хорошая школьная мотивация.

Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебнойдеятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

Третий уровень. 15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью.

Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие ученики изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.

Четвертый уровень. 10-14 баллов – низкая школьная мотивация.

Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой.

Пятый уровень. Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.

Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо.

Тестовая форма сравнительно недавно  используется в практике работы начальной школы, но уже стала актуальной.  Формирование у учащихся

умения работать с тестами можно и нужно начинать с начальной школы. Назначение тестов - не только и даже не столько  контроль и оценка знаний, умений – сколько диагностика состояния и проблем возникающих у учащихся на каждом этапе изучения программного материала.

Просмотров: 368


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст